Creative Solutions | Креативные решения - cоздание, разработка и продвижение сайтов в Санкт-Петербурге Заказать сайт Позвонить с сайта

 

Понятие универсального «юзабилити» в процессе разрабоки эффективного дизайна сайта

 

Что такое универсальное «юзабилити»? Основные принципы проектирования эффективного дизайна в концепции понятия универсального «юзабилити».

 

Понятие универсального «юзабилити» в процессе разрабоки эффективного дизайна сайта

 

Ошибаться свойственно людям, прощать - дизайну.
Эндрю Диллон

 

На сегодняшний день «юзабилити» (англ. usability — дословно «удобство и простота использования», «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность» ) является мерой эффективности. Юзабилити описывает, каким образом эффективные инструменты и информационные источники помогают нам решать задачи. Чем более удобный инструмент, тем в большей степени мы сможем достичь наших целей. Многие инструменты помогают нам преодолевать физические ограничения, делая нас более сильными, более быстрыми и более зоркими. Но инструменты могут портить или даже калечить. Когда мы сталкиваемся с инструментом, с которым мы не можем работать, потому что он плохо разработан, или потому что его конструкция не учитывает наши потребности, тогда мы ограничены в том, что мы можем сделать.

 

Разработка сайтов заключает в себе работу по уменьшению функциональных ограничений за счет дизайна сайта. Когда мы стремимся к некому универсальному понятию «юзабилити», мы улучшаем качество жизни многим людям и экономим их время. В Интернете мы можем двигаться в направлении универсального удобства и простоты использования, приняв универсальный подход к дизайну и «юзабилити».

 

Далее мы раскроем концепции, принципы и процессы универсального «юзабилити». Конкретные методы понятия универсального «юзабилити» изложены в контексте следующих глав.

 

Основа универсального «юзабилити»

 

Концепция универсального «юзабилити» состоит из ряда составляющих. Прежде всего – это доступность, удобство и простота использования, а также универсальность дизайна.

 

Общедоступность

 

С тех пор как в 1999 году World Wide Web Consortium (W3C, Консорциум Всемирной Паутины) создал Web Accessibility Initiative (WAI, Программа по организации всеобщего доступа к Сети), требование организации всеобщего доступа к сети привлекло внимание людей, организаций и правительств во всем мире. Программа WAI предлагает лучшие методы и инструменты, которые позволяют пользоваться сетью людям с ограниченными возможностями. Также она обеспечивает универсальный доступ к сети, предоставляя экспертную поддержку в развитии программы по обеспечению всеобщей доступности проектов которые могут быть выполнены с использованием текущих и будущих веб-технологий.

 

Обеспечение общедоступности веб-сайтов является одним из важнейших элементов универсального «юзабилити». Руководящие принципы, произведенные WAI и другими программами общедоступности, предоставляют нам методы и спецификации, необходимые для создания универсально доступного для использования дизайна. Они гарантируют, что у проектировщиков есть инструменты и технологии, необходимые для создания дизайна, которые работают в различных контекстах.

 

«Юзабилити» ориентированное на пользователя дизайна

 

«Юзабилити» выступает в роли качественной меры опыта использования инструмента или программного продукта (в том числе и сайта), которая может быть измерена и определена количественно, как конкретное средство оценки эффективности дизайна. Количественные измерение «юзабилити» учитывают, насколько быстро мы выполняем задачи и сколько ошибок мы сделаем в процессе использования того или иного инструмена, программного продукта. Но «юзабилити» может также быть измерено качественными мерами, такими как насколько мы удовлетворены тем что используем инструмент, программный продукт и т.д. «Обучаемость» является другой важной мерой: как быстро мы учимся пользоваться инструментом, и насколько хорошо мы помним, как использовать его в следующий раз. «Юзабилити» оказывает влияние не только на эффективность нашей работы, но и на более фундаментальные качества, такие как лояльность. Чем более удобный интерфейс, тем лучше мы думаем о его использовании, и как в случае с веб-сайтами, тем больше вероятность того, что мы возвратимся к сайту.

 

Наиболее распространенным методом для достижения «юзабилити» является User-Centered Design (UCD, Ориентированное на пользователя проектирование). UCD включает ориентированные на пользователей методы, такие как анализ задач, фокус-группы, пользовательское тестирование, которое позволяет понять пользовательские потребности и усовершенствовать проект в соответствие с обратной связью от пользователей. UCD содержит определение того, каких функциональных возможностей пользователи хотят в продукте и как они будут их использовать. Путем повторяющихся циклов разработки, тестирования и доработок, UCD-практики непрерывно проверяют, удостоверяются, что разработка находится в пути к тому, что продукт будет нравиться пользователям и станет успешным с помощью проектирования.

 

Универсальное «юзабилити» является результатом ориентированного на пользователя проектирования, с шириной и всеобъемлющим представлением пользователя. Создание сайтов, которым легко научиться и удобно использовать различным пользователям, под различными платформами и с разными контекстами использования, включает в себя применение UCD.

 

Универсальное проектирование

 

Универсальное проектирование включает в себя требования доступности проектирования, а не предоставление альтернативного проектирования для удовлетворения конкретных потребностей, например, таких как крупный шрифт или вариант шрифта Брайля для слабовидящих читателей. Типичный пример универсального проектирования, присущего окружающей среде, лестничные площадки со скатом, которые могут быть использованы всеми, а также устраняют необходимость в отдельном входе для людей с ограниченными возможностями. Универсальное проектирование имеет множество преимуществ. Единственный проект, который отвечает широким потребностям, часто является менее дорогостоящим, чем отдельные проекты для удовлетворения разнообразных потребностей. И проекты, которые предвидят запросы разнообразных групп пользователей, часто имеют непредвиденные преимущества. Например, обрезанные бордюры у краев тротуара предназначены для того чтобы помочь людям с ограниченными возможностями передвижения или слабовидящим людям. Однако, существуют многие другие преимущества, включая людей совершающих доставку, толкающих детскую коляску или катающихся на велосипеде.

 

Боковая панель: универсальные принципы проектирования

 

Универсальное проектирование основывается на имеющей информации с помощью ряда основ и руководящих принципов, разработанных Центром универсального проектирования государственного университета штата Северная Каролина, колледж проектирования. Ниже приводятся основы и руководящие принципы, которые наиболее применимы к веб-среде.

 

Принцип первый: равноправное использование

 

«Проект является удобным к использованию и коммерчески успешным для людей с разнообразными способностями. Обеспечьте те же самые средства использования для всех пользователей: идентичные, когда бы ни было возможно; эквивалентные, если нет». Виртуальная среда является гораздо более гибкой, чем физическая. Единственная книга не может служить разнообразным читателям из-за ограничений печатной страницы. Онлайн-книга может быть сделанной больше, меньше, изменять цвета, копироваться, распечатываться, читаться, прочитываться вслух. Гибкость сети обеспечивает прекрасную возможность, чтобы проектировать для «тех же самых средств использования».

 

Рис. 1 – Гибкость в использовании.

 

Принцип второй: гибкость в использовании

 

"Проект приспосабливается к широкому ряду индивидуальных предпочтений и способностей. Обеспечьте выбор в методах использования". Сеть является гибкой по своей природе, и у пользователей есть выбор относительно платформы, программного обеспечения и параметров настройки. Пользователи могут выбрать режим отображения веб-страницы без изображений или в различных форматах и шрифтах.

 

Принцип третий: простое и интуитивное использование

 

«Легко понять, как пользоваться проектом вне зависимости от уровня пользователя, его знаний, опыта, знания языка или текущего уровня концентрации. Уберите ненужные сложности и организуйте информацию в соответствии с ее важностью». У большинства веб-страниц низкое отношение сигнала к шуму, причем большая часть страниц отдана под организационную идентичность, рекламу и навигацию. Простота и прямой доступ к основным формам и информации являются существенными в эффективной стратегии проекта.

 

Принцип четвертый: воспринимаемая информация

 

«Проект эффективно передает необходимую информацию для пользователя, независимо от окружающих условий или сенсорных способностей пользователя. Используйте различные способы (иллюстрированный, устный, осязательный) для избыточного представления необходимой информации и предоставьте совместимость множества методов или устройств, используемых людьми с сенсорными ограничениями». Поскольку текст на веб-страницах является машиночитаемым, он может быть адаптирован к различным условиям. Веб-технологии включают в себя ряд мер предосторожности для предоставления замещающего текста нетекстового содержимого, например, Alt-текст для изображений, надписи для разговорного аудио, звуковые описания для видео файлов.

 

Рис. 2 – Замещающий текст.

 

Универсальные руководящие принципы «юзабилити»

 

Бен Шнайдерман, пионер в области исследования взаимодействия между человеком и компьютером (Human-computer interaction, HCI), определяет универсальное «юзабилити» как «наличие факта успешного использования информационных и коммуникационных услуг, по крайней мере, раз в неделю в более чем 90% всех домохозяйств». Обратите внимание, что Шнейдерман не говорит ни о каком использовании тех или иных технологий, а просто утверждает их успешное использование. Он продолжает объяснять, что чтобы достигнуть универсального удобства и простаты использования, проектировщики должны «поддерживать широкий спектр технологий, обеспечивать учет различных пользователей и помочь пользователям преодолеть разрыв между тем, что они знают и тем что они должны знать».

 

Важно думать об универсальной «юзабилити» как о цели, а не как о результате. Очевидно, что никакой веб-сайт не может быть приспособлен к любому возможному контексту использования более чем картофелечистка может успешно использоваться каждым человеком. В отличие от реального мира, сеть обеспечивает окружающую среду, которая обладает гораздо большей гибкостью. Это делает достижение цели обеспечения всеобщего доступа более выполнимым.

 

Выходя за рамки «типичного» пользователя

 

На первом шаге на пути к универсальной «юзабилити» необходимо отказаться от понятия, что мы создаем дизайн, проектируем для «типичного» пользователя. Универсальная «юзабилити» (удобство и простота использования) объединяет пользователей всех возрастов, уровней опыта, и физических или сенсорных ограничений. Пользователи также сильно различаются по своим техническим условиям: в размере экрана, скорости работы сети, версии браузера, а также специализированного программного обеспечения, такого как программа чтения с экрана для людей со слабым зрением. Каждый из нас обитает во множестве пунктов спектра, пунктов, которые постоянно изменяются в зависимости от изменений наших потребностей и контекстов. Например, практически все взрослые старше пятидесяти имеют некоторое ухудшение качества зрения, и необходимо задуматься, чтобы компенсировать этот момент. В пределах этого контекста наши потребности также меняются в зависимости от того, как мы рассматриваем веб-страницу: непосредственно перед большим дисплеем настольного монитора или идя по улице, вглядываясь в небольшой экран мобильного или переносного устройства. Широкое определение пользователей, которое включает полный диапазон пользовательских потребностей и контекстов – это первый шаг в производстве пригодного к использованию дизайна сайта.

 

Поддержка адаптации

 

Далее нам нужен такой подход в разработке дизайна, который будет учитывать многообразие пользователей этого дизайна, и таким образом мы приходим к принципу адаптации. В сети, универсального юзабилити достигат с помощью адаптивного проектирования, в котором документы преобразовываются, чтобы учитывать различные пользовательские потребности и контексты. Адаптивный дизайн – это средство, с помощью которого мы поддерживаем широкий спектр технологий и разнообразных пользователей. Следующие руководящие принципы поддерживают адаптацию.

 

Гибкость

 

Универсальное юзабилити являются труднодостижимыми в окружающей нас физической среде, где некоторые определенные параметры обязательно «неподдающиеся изменениям». Было бы трудно сделать книгу и стул, чтобы читать ее, чтобы соответствовать потребностям и предпочтениям каждого читателя. Цифровая окружающая среда – совсем другая история. Цифровые документы могут приспосабливаться к различным устройствам доступа и пользовательским потребностям, основанным на требованиях контекста.

 

Веб-страница содержит текст с указателями на другие типы документов, такие как изображения и видео. Программное обеспечение считывает страницу и выполняет с ней какие-то определенные действия. Например, отображение страницы визуально в браузере. Но к той же странице можно получить доступ различными способами: с помощью мобильного телефона, читаz с большого экрана, или с распечатанных на бумаге материалов. Успех этой адаптации зависит от того, поддерживает ли страница проекта гибкость. Страницы, предназначенные исключительно для больших дисплеев не будет отображаться на небольших экранах мобильных телефонов (Рис. 3).

 

Рис. 3 – Страницы проекта, оптимизированные для показов на большом мониторе, не всегда будут хорошо отображаться на мобильных устройствах.

 

Окружающая среда сети с исходными документами, которые приспосабливаются к различным контекстам, является гибкой. При рассмотрении вопроса универсального .юзабилити, мы должны предвидеть разнообразие, и создавать гибкие страницы, которые изящно приспосабливаются к широкому спектру мониторов и потребностей пользователей.

 

Пользовательский контроль

 

Во многих областях дизайна дизайнеры делают ограничения, которые придают форму вещам, и эти ограничения, особенно в фиксированной окружающей среде, исключают некоторую часть пользователей. Нет такого размера текста, который будет удобочитаемым для всех читателей, но оформитель текста должен принять решение о том, какой установить размер текста, и это решение, вероятно, приведет к тому, что текст будет мал для некоторых читателей. В веб-среде, пользователи могут контролировать свою окружающую среду. Пользователь может управлять настройками браузера, и может задавать такое отображение текста и размера, которое он считает удобным для чтения.

 

Гибкость в сочетании с возможностью пользовательских настроек позволяет пользователям контролировать свою работу в сети и формировать его форму, которая работает в контексте их использования.

 

Функциональные возможности клавиатуры

 

Универсальное юзабилити применимо не только к доступу к информации. Другим важнейшим компонентом является взаимодействие, в котором пользователи перемещаются и взаимодействуют со ссылками, формами и другими элементами веб-интерфейса. Для юзабилити, осуществление действий над этими элементами должно быть возможным с клавиатуры. Многие пользователи не могут использовать мышь, а также множество устройств не поддерживают взаимодействия point-to-click. Например, пользователи невизуальных устройств не могут видеть экран, также много мобильных устройств, которые поддерживают только навигацию с клавиатуры. Некоторые пользователи используют программное обеспечение или другие устройства ввода, которые работают только путем активизации клавиатурных команд. Для таких пользователей недоступны элементы, которые могут быть активированы только с помощью мыши.

 

Сделайте возможным осуществление управления элементами страницы с помощью клавиатуры, чтобы гарантировать веб-интерактивность, доступность для самого широкого круга пользователей.

 

Замещающий текст

 

Текст является общедоступным. (Является ли текст универсально понятным - этоуже другой разговор!) В отличие от изображений и мультимедийных средств, программное обеспечение сможет прочитать текст и предоставить его в различных поддерживаемых форматах. Если информация представлена в форматах, отличных от текста, таких как визуальное отображение, использование видео или звукового воспроизведения речи, информация является потенциально потерянной для пользователей, которые не могут видеть или слышать. Веб-технология предполагает ряд методов, связанных с форматом доступа и предоставляющих замещающий текст. С помощью замещающего текста информация, содержащаяся в мультимедийных средствах, также доступна в виде текста, расшифровывающего или отображаемого во время воспроизведения аудио (Рис. 4.).

 

Замещающие тексты позволяют осуществлять универсальное юзабилити в средах, насыщенных мультимедиа, и предоставляют информацию пользователям, которые не могут получить доступ к информации в данном формате.

 

Рис. 4 – Замещающий текст для устного аудио в виде подписи.

 

Источники:

 

 Web Style Guide: Basic Design Principles for Creating Web Sites, 3rd Edition
Patrick J. Lynch and Sarah Horton
Yale University Press; 3 edition (January 15, 2009)